Школа-коммуна имени Достоевского - ШКиД

Школа-коммуна имени Достоевского - ШКиД

Школа-коммуна имени Достоевского - ШКиДОснована В. Н. Сорока-Росинским в 1918 году в Петрограде. В 1920—1925 годах располагалась по адресу - Старо-Петергофский проспект, 19 (бывш. доходный дом купца Пономарёва), на углу Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы - здание сохранилось.

Реальные события, происходившие в стенах этого дома в 1920—1923 годах, положены в основу книг Л. Пантелеева и Г. Белых "Республика ШКИД" и П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия", в которой уже собрали всю грязь про ШКиД, выдав слухи, сплетни и свои больные фантазии за атмосферу и быт школы-коммуны, чтобы угодить Крупской и, заодно, Макаренко.

Школа-коммуна имени Достоевского в 1925 году по требованию Надежды Крупской была закрыта. Крупскую поддержал Макаренко, который продвигал свою методику воспитания и перевоспитания. Крупской не понравилось, что в школе было мало идеологии "светлого завтра" и слишком много инициативы у учеников. Основателю ШКиД В. Н. Сорока-Росинскому было запрещено работать в системе Наркомпроса.

Школа-коммуна имени Достоевского - ШКиДМакаренко делал акцент на физическом труде и коллективном воспитании, а В. Н. Сорока-Росинский – на интеллектуальном труде, культуре и творчестве. Но творчество и интеллект в СССР приветствовались только в декларациях - СССР нужны были физически крепкие исполнители решений партии, а не личности, которые самостоятельно думают.

Современные школьные продленные дни и питание в школах появились благодаря В. Н. Сорока-Росинскому. Ну а "система" Макаренко... да кому она нужна - всё красиво на бумаге, но на практике не работает.

Школа-коммуна имени Достоевского - ШКиДОказавшись в ШКиДе, бывшие беспризорники попадали в атмосферу напряженного интеллектуального труда: 10 уроков в день круглый год, летом 6–7 . Учились с упоением и азартом, благодаря игровым технологиям, театрализации, состязательности. Главным воспитателем в школе было творчество.

Подростки создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли — в ШКиДе. Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Не удивительно, что многие выпускники школы стали писателями, учеными, художниками.

По теме:  Горячая тема для психиатрии

В 1966 году повесть "Республика ШКиД" была экранизирована - художественный фильм "Республика Шкид".


 

Криодинамика